О научной школе

Цель

Разработка и внедрение особой педагогической позиции для образовательной ситуации, в центре которой деятельность обучающегося, самостоятельная и самодостаточная для его развития. Речь идет о педагогическом сопровождении образовательной деятельности обучающегося, его содержании и технологиях в разных условиях обучения для разных категорий обучающихся.

В рамках исследований коллектива научной школы «Педагогическое сопровождение речевых практик: деятельностное обучение языкам в культуре» выработано представление о новом типе педагогической деятельности — сопровождении образовательной деятельности обучающегося.

Педагогическое сопровождение образовательной деятельности

Две ключевые позиции для организации и управления образовательной деятельностью обучающегося: Первая: главная фигура в образовательном пространстве — это человек в обучении (обучающийся). Вторая: важнее не сам предмет изучения, а деятельность обучающегося по поводу и в связи с этим предметом, в том числе коммуникация, которую он осуществляет в течение этой деятельности.

Центральность позиции обучающегося в образовательном процессе означает признание его деятельности как самоценной, признание его права на определение своих целей в этой деятельности, выбор средств и способов ее осуществления, и ответственности за ее результаты.

Первая ключевая позиция постулирует необходимость различать педагогическую деятельность (деятельность педагога) и образовательную деятельность (деятельность обучающегося). Эти два вида деятельности различны постольку, поскольку предполагают двух разных субъектов деятельности. Они в разной степени участвуют во «взращиваниия» или «оживлении» субъектности учащегося.

Сопровождение образовательной деятельности учащегося предполагает, что центральное место в пространстве образования отводится деятельности обучающегося. Сам опыт деятельности и взаимодействия оказывается мощным фактором обучения благодаря освоению обучающимся социальных практик, которые ставят его перед необходимостью решать задачи, возникающие в ходе осуществления деятельности, и прежде всего обсуждать, запрашивать сведения, переспрашивать, уточнять, сообщать, заявлять, договариваться и т.п. с другим субъектом деятельности, т.е. вступать в отношения.

Педагогическое сопровождение определяется через деятельность, которой занят обучающийся не как объект педагогических воздействий, а как субъект собственной образовательной деятельности. При этом образование понимается как непрерывный, гуманистический, культуросообразный и культурообразующий процесс, а не только как потребляющий культурные ценности. Субъектность обеспечивается следованием собственным целям обучающегося в его предметной деятельности, порождаемым в диалоге, общении и партнерском взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса. Содержание деятельности сопровождающего ˗ «быть рядом», «быть вместе», а не «быть вместо».

Нами был определен функционал этой деятельности: 1) наблюдение и слушание, 2) говорение/разговор с обучающимися, 3) фиксация происходящего и отсроченный анализ учебных событий, 4) заключение «общественных договоров» по поводу содержания деятельности обучающегося (а возможно, и совместной деятельности), 5) создание и удержание контекста деятельности, 6) введение в образовательную деятельность приоритетов и 7) фиксация достижений учащихся.
Слушание и обсуждение вопросов относительно содержания обучения позволяет «сканировать» представления обучающихся и отталкиваться от этого актуального содержания в управлении образовательной деятельностью, не перетягивать учащихся на свое поле, а вносить, в соответствии с образовательной ситуацией, подлежащее усвоению содержание, а также свое видение, свои вопросы и размышления, свой опыт.

«Общественный договор» предполагает, что та или иная деятельность затевается в результате того, что субъекты деятельности договариваются о том, какой выбор они делают, какие этапы планируют, как распределяют обязанности в осуществлении этой деятельности. Это соответствует логике менеджмента: участники определяют поля самостоятельности и соответственно распределяют поля ответственности.

Проведенные группой исследования позволили прояснить суть педагогического сопровождения. Сопровождение образовательной деятельности не нацелено на воспитание личности, это выстраивание коммуникации с обучающимся для расширения его образовательной среды, создание условий для его деятельностей: слушание его, чтобы понять, в какой точке своей (жизне)деятельности он находится, анализ его речевых высказываний с тем, чтобы выявить значимое для его дальнейшего образовательного пути содержание, проговорить и договориться о следующих этапах деятельности.

В самом общем значении сопровождение — это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

Результаты исследований

Концепция, содержание и технологии педагогического сопровождения образовательной деятельности обучающихся для разных образовательных условий: Образовательная программа «Школа культуры общения» для внеклассной работы в начальной школе. 1998 — 2012. Общеобразовательные школы г. Ижевска.

Школьный курс французского языка «В добрый путь!» 1989−2002 гг. 

Программа работы с учителями и учащимися МНО УР по внедрению интенсиных методов обуения и педагогического сопровождения образовательной деятельности обучающихся 1989−2002 гг. 

Университетский курс подготовки учителей по русскому языку как иностранному. 2003−2013 гг. УдГУ.

Разработка и апробация программы подготовки педагогов сопровождения (тьюторов) для педагогического сопровождения в начальной школе: методология, технологии, образовательные программы и обучение по ней студентов УдГУ, Ижевского педагогического колледжа. 2008−2012.

Разработка деятельностной модели обучения языку, в основе которой личностно-деятельностный подход к обучающемуся и ее реализация: университетский курс иностранного языка для специальности «учитель»; учебные курсы и спецкурсы по «Прикладной филологии», «Психологии».

Исследования речевого поведения человека в образовательной деятельности в родной и инояычной культурах: серия статей; учебные пособия, коллективная монография. 1995−2022 

Внедрена педагогическая технология по сопровождению образовательной деятельности студентов медвуза при обучении иноязычной устной коммуникации. Санина В.В. 2013 

Курсы удмуртского языка (разработка и внедрение) в практике работы ИПК и ПРО УР и ИРО УР совместно с Т. Г. Волковой, А. А. Клементьевым и И. Ф. Тимирзяновой, в работе проектной группы «Билингва» Миннаца УР (дошкольное образование).

Педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся лежит в основе программы магистратуры «Иноязычные речевые практики в профессиональной деятельности». 2011−2022 гг. Издана монография.